«ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ - ТОЖЕ Компания И ЧАСТЬ Промышленности»
- Максим Львович, вы наверное обращаете внимание на то, как остальные команды Премьер-Лиги работают над развитием собственных брендов. А именно «Спартак» и «Локомотив» не так давно представили собственный брендбук.
- Замечательно, что в нашем футболе начинают заниматься выстраиванием определённой системы ценностей. Это чрезвычайно принципиально. Футбол - игра во почти всех отношениях соц, рассчитанная на огромные массы болельщиков, но без современных критерий, без сотворения коммерческого продукта из данной нам игры, выжить нам было бы нереально. И чем привлекательнее и понятнее этот продукт будет, тем лучше.
- Кого из команд-конкурентов «Зенита» вы бы отметили в отношении схожей работы?
- С этими вопросцами отлично управляются «Спартак», ЦСКА, «Шахтёр», «Локомотив», «Рубин»… Коллеги огромные молодцы.
- Вернёмся к «Зениту». Чья конкретно была мысль возвратиться к первой, уникальной эмблеме, представленной на презентации новейшей формы команды накануне старта сезона?
- Этому предшествовал достаточно долгий процесс обсуждения. Мы попытались использовать фактически весь клуб: хозяев, менеджмент, и, естественно, игроков - как российских, так и легионеров. В проведённом большом исследовании также воспринимали роль болельщики, журналисты, спецы различного рода. Мы попытались осознать, что такое «Зенит» для различных категорий людей, к нему причастных. И все в итоге приходили к тому, что самая 1-ая зрительная ассоциация с «Зенитом» - именитая стрелка. Это то самое основное, что символизирует наш клуб, и было бы удивительно выдумывать что-то другое, ежели конкретно стрелка является основой нашей символом. Известный знак неплох и с рекламной точки зрения, так как помогает в реализации бизнес-стратегии, без которой в футболе сейчас тоже не обойтись.
- Сходу несколько команд накануне новейшего сезона организовали калоритные представления в качестве презентации формы. Создаётся воспоминание, что это этакая футбольная ярмарка тщеславия.
- Я бы так не произнес. Что отвратительного в том, что футбольные клубы из таковых мероприятий стараются делать праздничек для собственной аудитории и собственных болельщиков? Это европейская традиция - поменять форму к новенькому сезону, и все клубы стараются сделать из этого событие для болельщиков. Футбол - это бизнес. Чем футбольные клубы различаются от хоть какой иной компании? Ничем.
- Выходит, работа клуба обязана быть выстроена так же, как работа больших компаний на рынке, в том числе и в отношении рекламы и PR?
- Необходимо просто равномерно обучаться отвыкать от мысли о том, что футбольный клуб - это некоторый чисто соц проект, который нужен только для галочки в графе культурно-массовой работы в регионе. Дескать, вот у нас команда, она играет в Премьер-Лиге. С одной стороны, это команда, которая играет, бьётся за тебя, а ты с наслаждением смотришь на неё с трибуны либо по телеку. А с иной, это сразу и чрезвычайно крупная компания, часть сильной промышленности, которая обязана отвечать разным требованиям современного рынка.
«КЛУБЫ РФПЛ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ НАД КОЛЛЕКТИВНЫМ ПРОДУКТОМ»
- Какова общественная стратегия «Зенита» в работе с брендом и его популяризацией и какое место в этом вопросце занимает строящийся клубный стадион?
- Стадион является вторым опосля клубной эмблемы элементом, составляющим бренд. Стадион - это последующая ассоциация, которая приходит на разум, когда человек задумывается о футбольной команде, сходу опосля её эмблемы. Манчестер - это «Олд Траффорд». Бавария - это «Альянц-Арена», Барселона - это «Камп Ноу». Клуб и стадион - это для хоть какого болельщика единое целое, и лишь опосля арены он уже начинает вспоминать имена футболистов и тренеров. Поэтому стадион - это место, где высвобождаются эмоции, потому оно во многом священно для болельщиков, также для всех тех, кто работает в сфере футбола и интересуется им.
- Необходимо ли еще раз говорить о том, что фанаты «Зенита» ожидают не дождутся возникновения новейшей клубной арены.
- Про стадион «Зенита» много говорить не охото, охото, чтоб он быстрее был построен.
- Тем паче что перед очами пример «Спартака», у которого новенькая арена уже фактически готова.
- Минус для нашего клуба в том, что, в отличие, скажем, от коллег из «Спартака» и ЦСКА, стадион «Зенита» строит не сам «Зенит». И даже когда мы получим этот стадион в использование, он не будет являться в полном смысле слова нашим клубным стадионом. Тем более мы бы чрезвычайно желали осуществлять управление ареной.
- Менеджмент футбольного стадиона - это, пожалуй, не легче, чем менеджмент самого клуба.
- Мы убеждены в собственной компетенции в отношении управления спортивным объектом и уже доказали это на примере стадиона «Петровский», который практически разваливался до того, как им стал заниматься «Зенит». Мы попытались сделать условия для работы на арене и для просмотра матчей. «Зенит» - 1-ый из российских клубов, подготовивший план стратегии, развития и управления стадиона. Как у нас покажется юридический механизм для реализации этих идей, мы здесь же к этому приступим. У нас есть полностью точное осознание того, что конкретно необходимо делать. Я уверен в этом, так как мы стали заниматься сиим чуток ранее - в 2006 году - тогда, когда «Спартак» и ЦСКА ещё лишь говорили о идее выстроить свои стадионы. Не считая того, почти все компании, работавшие с этим же «Спартаком», ещё ранее работали с нами, и лишь опосля того, как у их закончились контракты с «Зенитом», они стали сотрудничать с нашими сотрудниками. Существует общий эталон работы со стадионом.
- В связи с сиим какие непосредственно шаги клуб собирается сделать в ближнем будущем?
- Само собой, для «Зенита» основным является разрешение эпопеи вокруг стадиона, также завершение реконструкции учебно-спортивной базы, где нам осталось выстроить лишь крытый манеж и сделать лучше медико-координационный центр. Плюс предстоящее развитие детской академии. Но у «Зенита» также довольно активная позиция по части коллективной работы с иными клубами РФПЛ. Мы участвовали в схожей деятельности ещё на заре сотворения Премьер-Лиги, и наша работа в рамках РФПЛ ориентирована на создание коллективного проекта развития футбола. Мы считаем, что ежели не развивать сам рынок, то единичные деяния футбольных клубов будут не эффективны. Необходимо трудиться над созданием высококачественного продукта, а для этого потребуются совместные деяния, взаимодействие с РФС, развитие футбольной инфраструктуры и усовершенствование правил ведения футбольного бизнеса в России. Чем наиболее обеспеченными и самоокупаемыми станут российские клубы, чем больше людей будет ходить на стадионы, тем больше будут стоить наши телевизионные права. И тем больше мы сумеем достичь.